Урок-панорама
«За здоровый образ жизни»
З.С. Гавшина, учитель биологии
Цель:
познакомить учащихся с основными факторами, укрепляющими и ослабляющими
здоровье людей.
Оборудование:
магнитофон, кинофильм «Наркомания и токсикомания и их зло», таблица «Вред алкоголя
на организм», выставка научной литературы.
Ход урока
Урок – панораму
составят различные по форме мини-уроки:
Урок-лекция, урок-игра, интегрированный
межпредметный урок, урок-фильм
1. Вводное слов
учителя «Что укрепляет и что ослабляет здоровье».
2. Фрагмент
интегрированного межпредметного урока биологии и физической культуры по теме
«Влияние физической нагрузки и тренировки на работу сердца».
Цель урока:
показать изменение пульса у тренированных и нетренированных учащихся под
влиянием различных нагрузок.
Учитель физической культуры вместе с группой
учащихся ранее составил комплекс упражнений, дающих небольшую, среднюю и
значительную нагрузку на организм. Перед началом урока все ребята считают свой
пульс, после чего им предлагается проделать упражнения с незначительной
нагрузкой и вновь посчитать пульс. В результате будет выяснено, что у
нетренированных учащихся пульс участится на 50% и более, в то время как у
тренированных ребят изменения будут незначительными. При увеличении нагрузки
картина еще более усугубится: у нетренированных учащихся пульс увеличится почти
на 100% и долго не восстановится, а у ребят, занимающихся спортом регулярно,
показатели будут значительно лучше и восстановление пульса пройдет через 3-5
мин. В заключение урока двое учащихся подводят итог проведенного эксперимента и
объясняют с научной точки зрения зависимость между физической тренировкой и
здоровьем организма человека: они рассказывают о влиянии физического воспитания
на организм.
Учитель далее развивает такую мысль:
«Большим врагом здоровья является курение, употребление алкоголя, наркотиков».
3. Второй фрагмент: урок-игра (посвящен
пагубности курения). 15 ноября во многих странах, в том числе и в России,
отмечается День без курения. Проблема борьбы с курением не потеряла
актуальности в современном обществе. Она обострилась в связи с мощной рекламной
кампанией табачных изделий, а также их повсеместной доступностью. По данным
социологических исследований в старших классах курят 50% мальчиков и 30%
девочек.
Пьеса в трех действиях «Наследство Жана
Нико».
См. ж. «Биология в школе» № 2, 1997 с. 69.
4. Третий
мини-урок посвящен проблеме алкоголизма.
Лекция
«Алкоголизм – социально опасное зло» - читает врач.
5. Четвертый
фрагмент урока пройдет в форме просмотра кинофильма «Наркомания и ее зло».
Перед просмотром фильма ставится проблема «В
чем заключается опасность употребления наркотиков?»
После просмотра проводится беседа по
поднятой проблеме и делается вывод об отношении учащихся к данному фактору
здоровья. Учащимся предлагаются вопросы:
Какие причины
могут привести к употреблению наркотиков?
Насколько опасна
наркомания?
Какие меры
ответственности предусмотрены законом за незаконное изготовление, приобретение,
хранение или сбыт наркотических веществ?
Как вы
относитесь к тем, кто употребляет наркотики или пары токсических веществ?
На Сцене группа учащихся с заключительными
словами «Берегитесь наркотиков». Учитель продолжает мысль выступления учащихся:
«Помните, что есть черта, за которой мрак.
Ни под каким видом, ни под каким предлогом,
ни из-за любопытства, ни для смелости, ни из чувства товарищества, ни в
одиночку, ни в группе не принимайте их, не пробуйте, не нюхайте, не
прикасайтесь к наркотикам!
На девочек наркотики действуют еще страшнее,
чем на мальчиков, и вылечить их почти невозможно. Если бы вы видели, во что
превращаются девушки и женщины, употребляющие наркотики!
Помните, что наркомания – не сладостное
занятие. Не баловство, а болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная болезнь,
коварство которой в том поначалу она незаметна. Все это надо знать, ребята, об
этом надо помнить. Пусть число больных наркоманией не увеличиться ни на одного
человека.
Помните: не пробовать и не прикасаться! Не
брать и не трогать!
Большинство из вас никогда не встречалось ни
с наркотиками. Ни с наркоманами и знают о них лишь из газет и телепередач.
Но если возникает соблазн попробовать
наркотик, вспомните о том, что говорилось на этом уроке».
6. Вывод по
уроку: продолжить изучать основы анатомии, физиологии и гигиены, которые
помогут приобрести научно обоснованные правила сохранения и укрепления личного
здоровья и стать активными борцами за здоровье всех людей и охрану природы».
7. Знакомство с
книжной выставкой.
(Делает школьный
библиотекарь).
8. Задание на
дом: по пособию «Гигиена и здоровье» - с. 11-12
|