Главная | Регистрация | Вход | RSS


Пятница, 26.04.2024, 10:05
Вы вошли как Гость 
Группа "Гости"
Меню сайта
Анкета
Наш опрос
Оцените уровень материально-технического оснащения в образовательной организации:
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЕГЭ

(Рособрнадзор): 

+7 (495) 104-68-38

 

Общая "Горячая линия" Рособрнадзора:

+7 (495) 984-89-19

 

Контактные телефоны Управления образования Липецкой области

понедельник-пятница 

с 08.30 до 16.30:

8(4742)34-75-09; 32-94-08; 

32-94-34. (ГИА-11)

8(4742) 32-94-66 (ГИА-9)


Горячая телефонная линия отдела образования
ГИА 2018
Противодействие коррупции
8(47474)2-13-48
Мой сайт Мой сайт Мой сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Проектная деятельность в школьной библиотеке

Проектная деятельность в школьной библиотеке. Из опыта работы.
В.Н. Понарьина,
заведующая школьной библиотекой
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
    Особая роль в продвижении и развитии детского чтения сегодня принадлежит школьной библиотеке, которая должна способствовать построению и реализации новой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых детям во взрослой жизни.
    В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы (библиографические обзоры, библиотечные уроки, беседы, громкие чтения, утренники, выставки) широко внедряется использование инновационных технологий, в том числе организация проектной деятельности с учащимися, что открывает новые возможности для привлечения детей к чтению и творчеству.
   Что же такое проектная деятельность? И нужна ли она в библиотеке?
   Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности.
   Проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к чтению и книге, которая стимулирует детей к систематическому чтению, расширяет круг чтения учащихся, привлекает внимание детей к серьёзной литературе, активизирует семейное чтение, повышает качество чтения школьников, учит их работать в коллективе.
   В условиях библиотеки можно организовать проектную деятельность, которая поспособствует развитию познавательных интересов и интереса к чтению и книге.
  Существует несколько видов проектов (по доминирующей деятельности):
- информационные
- исследовательские
- практические
- ролевые, игровые
- творческие.
По количеству исполнителей проект может быть:
- индивидуальным
- групповым
- общешкольным.
По временным рамкам проект может быть:
- долгосрочным (1 год)
- среднесрочным (полугодие)
- краткосрочным (1-2 месяца).
Роль учеников в проекте:
- принимают решения (выбирают)
- выстраивают систему взаимоотношений с людьми
- учатся самостоятельности
- работают (воплощают свои решения в действительность)
- оценивают.
Роль библиотекаря:
- поставить перед участниками проблему
- организовывать и направлять поиск
- помогать в выборе решений
- рекомендовать, наблюдать, поддерживать
- консультировать, знакомить с неизвестными приёмами работы
- обеспечивать материальную базу
- организовать презентацию проекта
Совместные действия учеников и взрослых:
- определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач
- поиск путей их решения
- осуществление и аргументирование выбора
- сравнение полученного с требуемым
- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов
- оценка процесса и результатов проектирования.
Работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.
Шаг первый. Начиная проектную деятельность с учащимися, школьный библиотекарь, прежде всего, определяет тему будущего исследования. Требования к выбираемой теме следующие:
- тема должна быть актуальной;
- тема должна заинтересовать детей;
- нужны единомышленники из классных руководителей или учителей-предметников;
- в школьной библиотеке должна быть литература по избираемой теме.
Шаг второй. Тему проекта библиотекарь предлагает учащимся, рассказывает о проектной работе, о будущих интересных мероприятиях в рамках проектной деятельности, получает одобрение ребят. Не лишним будет и беседа с родителями, объяснение им важности и ценности проекта.
Шаг третий. Разработка паспорта проекта. Определяются цели, средства выполнения и ожидаемые результаты.
Шаг четвёртый. Разработка специальной документации. Она может включать общий план рассказа по теме, список изучаемых объектов, карты и/или схемы. Поддерживающие детские исследования, и т.п.
Шаг пятый. Разработка календарного плана проведения проекта, что позволит равномерно распределить нагрузку учащихся, определить сопутствующие темы.
Шаг шестой. Очень важно вести дневник проекта. Он поможет скорректировать сроки, увидеть, все ли дети задействованы в работе, отметить успехи, оценить и исправить недостатки. Дневник важен как организующий фактор.
Шаг седьмой. Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме. Викторины, беседы, утренники активизируют познавательные интересы учащихся, игровые формы отвечают возрастным особенностям детей, а все вместе работает на проект.
Шаг восьмой. Презентация результатов работы, освещение итогов в общешкольной газете, выступление в ГПД, организация внеурочного мероприятия.
Шаг девятый. Анализ выполненного проекта. Подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы и т.д.
В ходе работы над проектом происходит естественное, ненавязчивое воспитание гражданских и патриотических чувств и взглядов учащихся.
Использование метода проектов позволяет не только влиять на структуру чтения учащихся, но и качественно изменять само чтение школьников. Учащиеся в ходе работы над проектом читают значительно больше, осмысленно, подходят к чтению с исследовательской позиции, обучаются новым видам чтения, таким, как просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее, критическое чтение.
Для того, чтобы в современном мире учащиеся могли перерабатывать огромные пласты информации и не погрязнуть в море публикаций, школьники должны уметь быстро реагировать на изменения в информационном потоке, уметь критически мыслить.
В процессе работы над проектом у школьников постепенно формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Они учатся оценивать свою работу, сравнивая её с работами других ребят.
Результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся, развитие их творческих способностей, повышение интереса к чтению, формирование самостоятельности в деятельности детей, улучшение качества знаний, сотрудничество с педагогами, школьниками, родителями, самореализация своих профессиональных качеств. В конечном итоге любой проект имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Проекты, реализованные в школьной библиотеке МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны:
«Крепка семья – крепка держава» (2009 год, учащиеся, родители, классные руководители 5-6 классов).
«По дорогам Сказок» (2010 год, учащиеся и педагоги 1-4, 5-7 классов).
«Огонь – друг, огонь – враг» (2010 год, учащиеся 6-7 классов).
«Книжки-самоделки для школьной библиотеки» (2011 год, учащиеся 1-4 класса, учителя начальных классов, родители).
«Твоё здоровье – в твоих руках» (2011 год, учащиеся 8-11 классов, учителя, родители).
«Мой любимый писатель» (2012 год, учащиеся 2-4, 5-8 классов, учителя русского языка и литературы).
Хочу представить вам алгоритм работы над творческим проектом на примере проекта «Мой любимый писатель».
I. Разработка проекта.
1. Выбор темы (выдвижение проблемы)
2. Разработка паспорта проекта
3. Составление плана
II. Реализация проекта.
1. Подготовительная работа с учащимися.
2. Сбор и изучение информации
3. Обработка информации по теме /чтение, отбор/
4. Составление списка литературы
5. Создание продукта
6. Ведение дневника
7. Подготовка и проведение презентации /защита работ/
III. Оценка проекта.
1. Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы/
I ШАГ – Разработка проекта.
1. Определение темы. Выдвижение проблемы.
Такая проблема нашлась – снижение интереса к чтению у современных школьников. Вместе с классными руководителями 2-4, 5-8 классов провели беседы, классные часы с учащимися, анкетирование по теме проекта. Среди вопросов анкеты были и такие: Любите ли вы читать? Какие книги, произведения художественной литературы прочитали в последнее время? Какой писатель любимый? Какие книги этого писателя читали, можете назвать? Что предпочтёте делать в свободное время: читать интересную книгу, смотреть телевизор, играть в компьютер? и т.д.
2. Разработка паспорта проекта.
Был разработан паспорт, где прописаны:
цели и задачи проекта: воспитание любви к чтению, развитие умения осмысленного чтения;
участники и сроки: ученики и педагоги 2-4, 5-8 классов;
знания, умения и навыки, необходимые учащимся для работы;
мотивация к работе;
материально-техническое и информационное обеспечение;
ожидаемые результаты: создание творческого отчёта по теме в виде буклета, презентации, проведение выставки-путешествия по страницам любимых книг и т.д.
3. Составление плана работы
Поскольку в проекте было задействовано много учеников, всех участников поделили на группы, которыми руководители или учителя (для начальных классов), или наиболее активные и ответственные ученики. План действий составлялся совместно со всеми участниками проекта.
Мы определили конкретное время, планируемую работу и ответственных за её выполнение.
II ШАГ – Реализация проекта
1. Подготовительная работа с учащимися
Она включила в себя проведение бесед с учащимися о пользе чтения, о влиянии художественной литературы на развитие и воспитание человека. Были проведены практические занятия по правилам создания выставки-путешествия, подготовки буклета, презентации и т.д..
2. Сбор и изучение информации
Каждый из учеников и творческих групп определились с темой своего конечного творческого продукта.
3. Обработка информации по теме
Ученики самостоятельно или под руководством учителя подбирали материал о жизни и творчестве любимого писателя, знакомились с его произведениями.
4. Составление списка литературы
Обучение составлению списка использованной литературы. У нас 2-3 книги использовал каждый участник
5. Создание творческого продукта
Часть ребят подготовили выставку книг и рисунков по произведениям любимого писателя; другие – буклет о творчестве писателя, третьи – презентацию. Есть ребята, которые приготовили кроссворд по теме, викторину.
6. Ведение дневника
Дневник — это учёт сделанного и контроль. Он может быть групповым или индивидуальным. В него регулярно вносятся записи выполнения работ от начала и до конца проекта. Дневник позволяет учащимся понять и соблюдать последовательность действий: что уже сделано, что нужно сделать ещё, помогает вовремя подготовиться к работе следующего этапа. А руководители по дневнику может отследить весь процесс работы и оценить её.
7. Подготовка и проведение итоговой конференции по проекту и презентации итогов работы.
С защитой своих работ ребята на зимних каникулах выступят перед учениками 2-4, 5-8 классов.
III ШАГ — Оценка
Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы
Рефлексия прошла у нас в форме интервью участников о своей работе и созданием фотопрезентации «Наша работа», наглядно иллюстрирующей все этапы работы в проекте..
Оценивать созданные творческие продукты помогал ребятам алгоритм оценивания продукта:
- содержательность
- отсутствие грамматических ошибок
- компактное расположение текста, рисунков
- сочетание цвета фона, букв, рисунков
- соответствие музыкального сопровождения.
Главная цель нашей проектной деятельности – привлечение к чтению школьников оказалась вполне решаема. В процессе работы над созданием творческих отчётов у ребят развились коммуникативные способности: новыми полученными знаниями и навыками работы они делились со своими товарищами, помогали им. Учились договариваться, находили новые пути и варианты выполнения, обсуждали проделанную работу, отстаивали свои взгляды. Проектная работа соединила внеклассную работу с учебной. Навыки, получаемые в процессе учебной деятельности, использовались в работе над проектом и наоборот.
В ходе работы над проектом у детей проявились качества творческой личности благодаря разнообразной деятельности. Этой деятельностью были:
- чтение
- поиск литературы
- отбор необходимого текстового и иллюстративного материала
- сочинительство
- набор текста на компьютере
- рисование и аппликация
- создание презентаций, памяток, буклетов
- организация выставки работ
- публичное выступление с защитой работ
Проект способствовал формированию компетентностей:
В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника.
В информационной сфере – усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
В социально-трудовой деятельности — по формированию умений жить и работать вместе с другими детьми в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая какой-либо полезный «продукт».
В сфере культурно-досуговой – формирование уважительного отношения к книге и знаниям, к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.
Литература:
Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова,
О.Л. Кабачек. – М.: Шк. б-ка, 2005. — 480с.
Власов Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1983. – 175с.
Волков И.П. Учим творчеству. // Учитель. – Сост. Д.Л. Блудный. – М.:Политиздат, 1997. – с.161-165
Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. – М.: Издат. дом Фёдоров, 2006.
Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В Основы проектной деятельности школьника – М.: Издат. дом Фёдоров, 2007.
Дягилева Т.И. Проектная деятельность в школьной библиотеке и изменение структуры и качества чтения учащихся: Методические рекомендации библиотекаря ГОУ СОШ № 888 ЗАО г. Москва // Из выступления на Форуме школьных библиотекарей «Михайловское 2008»
Intel. Обучение для будущего.// Под ред. Я.С. Быховского, Е.Н.Ястребцевой – М.: Интернет – Университет Информац. Технологий, 2006.
Левин В.А. Воспитание творчеством. – Томск: Пеленг, 1993. – 56с.
Мастер-классы для школьных библиотекарей. – М.: Глобус, 2008. 272с.
Новикова Т.А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе: Выступление на конференции Российской Библиотечной Ассоциации //ШБ – 2005 -№ 6 – с. 22-25
Пасынок Ю.Ю. Внеклассное чтение и его значение в развитии читательских интересов. // ШБ – 2005 — №8 –с.38-39
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность на уроках.- Российский образовательный портал
Сметанникова Н.Н. «Школа, где процветает грамотность»: путь от мечты к реальности. // ШБ – 2005 — №3 – с. 6-11
Справочник школьного библиотекаря. – М. Русская школьная библиот. ассоциация, 2007.
Тихомирова И.И. Культура чтения: от навыка – к творчеству. // ШБ -2005 -№7 –с. 31-35
Чудинова В.П., и др. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. – М.: Школьная б-ка, 2004. — 336с.
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Календарь
Календарь
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz