Главная | Регистрация | Вход | RSS


Пятница, 10.05.2024, 19:57
Вы вошли как Гость 
Группа "Гости"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Официальное [3]
История школы [0]
Персональные страницы [0]
Инновации [7]
Творчество [2]
Воспитание [2]
Образование [4]
Анкета
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг, оказываемых образовательной организацией?
Всего ответов: 41
Социальные ролики
Мои статьи [3]
Официальное [3]
История школы [0]
Персональные страницы [0]
Инновации [7]
Творчество [2]
Воспитание [2]
Образование [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЕГЭ

(Рособрнадзор): 

+7 (495) 104-68-38

 

Общая "Горячая линия" Рособрнадзора:

+7 (495) 984-89-19

 

Контактные телефоны Управления образования Липецкой области

понедельник-пятница 

с 08.30 до 16.30:

8(4742)34-75-09; 32-94-08; 

32-94-34. (ГИА-11)

8(4742) 32-94-66 (ГИА-9)


Горячая телефонная линия отдела образования
ГИА 2018
Противодействие коррупции
8(47474)2-13-48
Мой сайт Мой сайт Мой сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок литературы на тему «Не дай себе погибнуть!»
Урок литературы на тему «Не дай себе погибнуть!»  
О.А. Аношенкова, учитель литературы                              
     Тема: «Не дай себе погибнуть!»(О последствиях алкоголя на страницах произведений художественной литературы).
      Цель:  
1) на конкретных примерах из произведений художественной литературы показать пагубные последствия алкоголизма;
2) способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности пьянства; 3) вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя.  
Ход урока
I. Оргкомитет   
     Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения на тему «не дай себе погибнуть!» (О пагубности алкоголя на страницах произведений художественной литературы).              Вдумываться в тему урока нам поможет отрывок из одного произведения, я надеюсь, догадаетесь из какого. Послушайте его.  
     Чтение учителем отрывка из повести В. Липатова «Серая мышь» с. 27-28.    
     - Семен Васильевич, держи! – великодушно сказал Ванечка. – Грамм сто семьдесят тебе набухал…
     Однако Семен Баландин и на это раз не услышал – сидел неподвижный, бледный как смерть, и Витьке Малых пришлось пошевелить плечом, чтобы он пришел в себя. Почувствовав толчок, Баландин выпрямился, медленно повернулся к Ванечке Юдину и вдруг испуганно и нервно расширил мутные глаза – увидел водку. Глядя на бутылку, он делал мелкие глотательные движения, стиснув губы, вздрагивал так, словно его колотила лихорадка.  
     -Похмелись, Семен Василич!  
     Еще раз вздрогнув. Баландин неожиданно для всех вскочил, прикрыв рот ладонью, бросился в гущу молодых елок, извиваясь и стоная, он три дня ничего не ел, только пил, и сейчас Семену рвотой выворачивало внутренности, из желудка поднималась ядовитая желчь, пузырилась на губах, дыхание прерывалось, и все это было так тяжело, что приятели Баландина, отвернувшись от него, стали глядеть на утреннюю реку.    
     - Ну чего, Семен Василич, полегчало? – деловито спросил Ванечка, наклонив голову и плечи, пошел на Ванечку и стакан с водкой таким шагом, точно его подталкивали в спину острым штыком; в обморочных глазах Семена светилась яростная решимость, подбородок задрался, руки были по-солдатски прижаты к бокам.   
    - Ставь на землю! – хрипло попросил Семен и осторожно лег грудью на землю.    
    - Поближе ставь!  
    На землю Семен Баландин лег потому, что не мог держать стакан в руках – так они тряслись. Нацелившись, он схватил край стакана зубами, закрыв глаза, сгорбатив худую спину и затаив дыхание, начал пить водку так, как теленок в первый раз сосет мать. И опять все это продолжалось мучительно долго, и трое снова отвернулись от товарища – Витька малых с жалостью и состраданием, Ванечка Юдин с расчетливой целью не помешать человеку «принять дозу», а Устин Шемякин со злобой к алкоголику Баландину.   
    - Прошла? – заботливо спросил Ванечка. – Гляди, Семен, не дай ей бог обратным ходом пойтить! Это для тебя хуже беды…   
Распластано лежа на земле, Семен еще несколько томительных мгновений боролся с собственным организмом, потом все услышали такой протяжный и долгий вздох, какой издает расседланная лошадь; вздрогнув широко открытым ртом, сел прямо.   
   - ну вот! – удовлетворенно сказал Ванечка. – Полный ажур! А что могло получиться?    Да вот что: брак – и нет человека!    
    Какая проблема затрагивается в отрывке? И что вы можете сказать о нем?    
    II. Слово учителя.   
     Да, проблема алкоголя. О ней мы сегодня и будем говорить на уроке. На примерах произведений художественной литературы мы рассмотрим пагубные последствия пьянки, которые ведут к деградации личности, к ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей: семьи детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и самое главное, здоровья.   
     Это вечная и злободневная проблема, волнующая все общество, как наших дней, так и предшествующего поколения. Поэтому мне хочется начать наш разговор со слов мудрейшего классика Л.Н. Толстого.   
     «Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой»  
     Давайте вдумаемся!  
     Эти слова исторгнуты с горечью, заставляют сердцем вслушаться в них.  
      Для Л.Н. Толстого ясна первопричина несчастья.  
     Вино и водка – лишь средство, с помощью которого сам себя одурманивает.    
     Разбудить, укрепить в человеке человеческое – вот задача, которую ставили перед собой мастера литературы. Тем самам обращая нас к теме больной и драматичной. Загубленное здоровье, разбитые судьбы, слезу матерей, жен, детей. И самое страшное – гибель самих героев, людей, потерявших человеческий облик.   
     А все начинается с самого обыкновенного: со стакана вина, веселой компании, а затем очередной пьянки. И к чему все это ведет?  
     III. Давайте совершим небольшое путешествие по станицам художественных произведений и вспомним примеры, где пьянка привела к трагическим последствиям.  
а) Достоевский «Преступление и наказание».
б) Толстой «Война и мир»
в) Чехов «Рассказы»
г) Островский «Бесприданница»
д) Тургенев «Певцы»
е) Короленко «Река играет»
ж) Гоголь «Мертвые души»
з) Лермонтов «Герой нашего времени»
и) Вампилов «Утиная охота»
к) Горький «Мать»  
     IV. И конечно, такие примеры мы можем приводить еще и еще. И везде последствия пьянки самые трагические. Скандалы, слезы, материальные недостатки, драки, а иногда и смерть. И почти везде искалеченное здоровье. Самыми разными болезными страдают пьющие люди. Одной из них является алкогольный психоз, белая горячка. Вспомним эпизод из романа Шишкова «Угрюм – река». Разве можно Прохора считать здоровым? Яркий пример такого психоза мы встретим в романе Шишкова (чтение учителем эпизода).    
     V. У Прохора белая горячка. Что еще может быть страшнее? А самое страшное еще то, что постоянная пьянка приводит не только к такому состоянию, но и к деградации личности, когда человеку уже не в силах никто помочь.    
     Остановимся на рассказе В. Распутина «Не мгу – у…!»  
     Напомним его сюжет (ученица передает сюжет рассказа)  
     Давайте более подробно остановимся на образе главного героя. Что это за человек? найдите в тексте его описание, портрет. (Ученица находит и зачитывает).  
     Что мы постоянно слышим от героя? Почему так называется рассказ?  
     Каково будущее этого человека?  
     Делаем вывод (ученица)  
     VI. Каждый человек за свои поступки несет ответственность. А за правонарушение, совершенное в состоянии опьянения, наказывается вдвойне.   
     Давайте вспомним какой-либо эпизод из художественной литературы, являющийся примером на такой случай.  
     (Рассказ Шукшина «Материнское сердце») Ученица приводит пример.  
     - Одному ли себе принес Витька мучительные страдания?  
    VII. Общий вывод. (делает ученица)    
    VIII. А как же эта проблема затрагивается в поэзии?  
     Послушаем ученика, выполнявшего индивидуальную работу по этому вопросу. Он писал мини-сочинение.    
    IX. Ребята, а как вы относитесь к данной проблеме? Какое ваше мнение по этому вопросу? (Выступление учащихся(    
    X. Мы все говорили с вами о страшных последствиях, о трагических результатах пьянки. Неужели нет никакой надежды на то, что люди, пьющие люди, остановятся, поймут, что их затягивает в пучу, и расскаятся. Может ли мы сказать, что все-таки к некоторым приходит сознание, и они вовремя возвращаются к жизни. (Ответ ученицы)  
    Д/З: познакомиться с книгой А. Лиханова «Бремя молодости»  
    XI. Вывод учителя.    Давайте вдумаемся во все сказанное и услышанное и сделаем для себя вывод. Ведь к таким страшным последствиям человек приходит постепенно. И все начинается с самого малого, с самых обыкновенных выпивок, поводы для которых обычные. С убийственным сарказмом перечисляется их шотландский поэт Роберт Берис: Для пьянства есть такие поводы:  
Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.   
Эти слова сохраняют актуальность и в наше  время. Задумайтесь над ними, чтобы не дать себе погибнуть.


Категория: Мои статьи | Добавил: OA (19.10.2011)
Просмотров: 820 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz