Урок литературы
на тему «Не дай себе погибнуть!»
О.А. Аношенкова,
учитель литературы
Тема: «Не дай
себе погибнуть!»(О последствиях алкоголя на страницах произведений
художественной литературы). Цель:
1) на конкретных
примерах из произведений художественной литературы показать пагубные
последствия алкоголизма;
2)
способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности пьянства;
3) вырабатывать
отрицательное отношение к употреблению алкоголя.
Ход урока
I. Оргкомитет
Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения
на тему «не дай себе погибнуть!» (О пагубности алкоголя на страницах
произведений художественной литературы). Вдумываться в тему урока нам поможет
отрывок из одного произведения, я надеюсь, догадаетесь из какого. Послушайте
его.
Чтение учителем отрывка из повести В.
Липатова «Серая мышь» с. 27-28.
- Семен Васильевич, держи! – великодушно
сказал Ванечка. – Грамм сто семьдесят тебе набухал… Однако Семен Баландин и на это раз не
услышал – сидел неподвижный, бледный как смерть, и Витьке Малых пришлось
пошевелить плечом, чтобы он пришел в себя. Почувствовав толчок, Баландин
выпрямился, медленно повернулся к Ванечке Юдину и вдруг испуганно и нервно
расширил мутные глаза – увидел водку. Глядя на бутылку, он делал мелкие глотательные
движения, стиснув губы, вздрагивал так, словно его колотила лихорадка.
-Похмелись, Семен Василич!
Еще раз вздрогнув. Баландин неожиданно для
всех вскочил, прикрыв рот ладонью, бросился в гущу молодых елок, извиваясь и
стоная, он три дня ничего не ел, только пил, и сейчас Семену рвотой
выворачивало внутренности, из желудка поднималась ядовитая желчь, пузырилась на
губах, дыхание прерывалось, и все это было так тяжело, что приятели Баландина,
отвернувшись от него, стали глядеть на утреннюю реку.
- Ну чего, Семен Василич, полегчало? –
деловито спросил Ванечка, наклонив голову и плечи, пошел на Ванечку и стакан с
водкой таким шагом, точно его подталкивали в спину острым штыком; в обморочных
глазах Семена светилась яростная решимость, подбородок задрался, руки были
по-солдатски прижаты к бокам.
- Ставь на землю! – хрипло попросил Семен и
осторожно лег грудью на землю.
- Поближе ставь!
На землю Семен Баландин лег потому, что не
мог держать стакан в руках – так они тряслись. Нацелившись, он схватил край
стакана зубами, закрыв глаза, сгорбатив худую спину и затаив дыхание, начал
пить водку так, как теленок в первый раз сосет мать. И опять все это
продолжалось мучительно долго, и трое снова отвернулись от товарища – Витька
малых с жалостью и состраданием, Ванечка Юдин с расчетливой целью не помешать
человеку «принять дозу», а Устин Шемякин со злобой к алкоголику Баландину.
- Прошла? – заботливо спросил Ванечка. –
Гляди, Семен, не дай ей бог обратным ходом пойтить! Это для тебя хуже беды…
Распластано лежа на земле, Семен еще
несколько томительных мгновений боролся с собственным организмом, потом все
услышали такой протяжный и долгий вздох, какой издает расседланная лошадь;
вздрогнув широко открытым ртом, сел прямо.
- ну вот! – удовлетворенно сказал Ванечка. –
Полный ажур! А что могло получиться? Да вот что: брак – и нет человека!
Какая проблема
затрагивается в отрывке? И что вы можете сказать о нем?
II. Слово
учителя.
Да, проблема алкоголя. О ней мы сегодня и
будем говорить на уроке. На примерах произведений художественной литературы мы
рассмотрим пагубные последствия пьянки, которые ведут к деградации личности, к
ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей: семьи
детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и самое главное,
здоровья.
Это вечная и злободневная проблема,
волнующая все общество, как наших дней, так и предшествующего поколения.
Поэтому мне хочется начать наш разговор со слов мудрейшего классика Л.Н.
Толстого.
«Трудно себе представить, какая счастливая
перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и
отравлять себя водкой»
Давайте вдумаемся!
Эти слова
исторгнуты с горечью, заставляют сердцем вслушаться в них.
Для Л.Н. Толстого ясна первопричина
несчастья.
Вино и водка –
лишь средство, с помощью которого сам себя одурманивает.
Разбудить, укрепить в человеке человеческое
– вот задача, которую ставили перед собой мастера литературы. Тем самам
обращая нас к теме больной и драматичной. Загубленное здоровье, разбитые
судьбы, слезу матерей, жен, детей. И самое страшное – гибель самих героев,
людей, потерявших человеческий облик.
А все начинается с самого обыкновенного: со
стакана вина, веселой компании, а затем очередной пьянки. И к чему все это
ведет?
III. Давайте
совершим небольшое путешествие по станицам художественных произведений и
вспомним примеры, где пьянка привела к трагическим последствиям.
а) Достоевский
«Преступление и наказание».
б) Толстой
«Война и мир»
в) Чехов
«Рассказы»
г) Островский
«Бесприданница»
д) Тургенев
«Певцы»
е) Короленко
«Река играет»
ж) Гоголь
«Мертвые души»
з) Лермонтов
«Герой нашего времени» и) Вампилов
«Утиная охота»
к) Горький
«Мать»
IV. И конечно,
такие примеры мы можем приводить еще и еще. И везде последствия пьянки самые
трагические. Скандалы, слезы, материальные недостатки, драки, а иногда и
смерть. И почти везде искалеченное здоровье. Самыми разными болезными страдают
пьющие люди. Одной из них является алкогольный психоз, белая горячка. Вспомним
эпизод из романа Шишкова «Угрюм – река». Разве можно Прохора считать здоровым?
Яркий пример такого психоза мы встретим в романе Шишкова (чтение учителем
эпизода).
V. У Прохора
белая горячка. Что еще может быть страшнее? А самое страшное еще то, что
постоянная пьянка приводит не только к такому состоянию, но и к деградации
личности, когда человеку уже не в силах никто помочь.
Остановимся на рассказе В. Распутина «Не мгу
– у…!»
Напомним его
сюжет (ученица передает сюжет рассказа)
Давайте более
подробно остановимся на образе главного героя. Что это за человек?
найдите в тексте
его описание, портрет. (Ученица находит и зачитывает).
Что мы постоянно
слышим от героя? Почему так называется рассказ?
Каково будущее
этого человека?
Делаем вывод
(ученица)
VI. Каждый
человек за свои поступки несет ответственность. А за правонарушение,
совершенное в состоянии опьянения, наказывается вдвойне.
Давайте вспомним какой-либо эпизод из
художественной литературы, являющийся примером на такой случай.
(Рассказ Шукшина
«Материнское сердце») Ученица приводит пример.
- Одному ли себе
принес Витька мучительные страдания?
VII. Общий
вывод. (делает ученица)
VIII. А как же
эта проблема затрагивается в поэзии?
Послушаем
ученика, выполнявшего индивидуальную работу по этому вопросу. Он писал
мини-сочинение.
IX. Ребята, а
как вы относитесь к данной проблеме? Какое ваше мнение по этому вопросу?
(Выступление учащихся(
X. Мы все
говорили с вами о страшных последствиях, о трагических результатах пьянки.
Неужели нет никакой надежды на то, что люди, пьющие люди, остановятся, поймут,
что их затягивает в пучу, и расскаятся. Может ли мы сказать, что все-таки к
некоторым приходит сознание, и они вовремя возвращаются к жизни.
(Ответ ученицы)
Д/З:
познакомиться с книгой А. Лиханова «Бремя молодости»
XI. Вывод
учителя.
Давайте вдумаемся во все сказанное и
услышанное и сделаем для себя вывод. Ведь к таким страшным последствиям человек
приходит постепенно. И все начинается с самого малого, с самых обыкновенных
выпивок, поводы для которых обычные. С убийственным сарказмом перечисляется их
шотландский поэт Роберт Берис:
Для пьянства
есть такие поводы:
Поминки,
праздник, встречи, проводы, Крестины,
свадьба и развод,
Мороз, охота,
Новый год.
Выздоровленье,
новоселье,
Успех, награда,
новый чин,
И просто
пьянство – без причин.
Эти слова сохраняют актуальность и в наше
время. Задумайтесь над ними, чтобы не дать себе погибнуть.
|