Гавшина
З.С. Реализация программы развития в рамках модернизации образования
Работа в инновационном режиме – норма для
педагогического коллектива школы.
Инновационная деятельность обусловлена стремлением к достижению нового
качества образования, усиления роли образования в обществе.
Участвуя в
республиканском эксперименте по апробации государственного базисного учебного
плана, школа получила определенные результаты, которые надо было развить и
внедрить в жизнь, поэтому приоритетными направлениями Программы развития
образовательного учреждения стали:
в начальной школе – изменение уклада начальной
ступени образования.
Усвоение
предметного материала обучения из цели стало средством такого эмоционального,
социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечило переход от
обучения к самообразованию. Начальная школа стала не «школой навыка», а первым
опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия
личностного потенциала и школой взросления;
в основной школе – формирование способности к
осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной
траектории. Основная школа строилась на основе множественности видов
деятельности ребенка, формирования у него проектной деятельности как ведущей на
данном этапе;
в старшей школе
предполагалась постепенная переориентация доминирующей образовательной
парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для
становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности
человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и
коммуникационного пространства.
Базисный
учебный план позволил разработать оптимальный вариант организации профильного
обучения в старших классах.
Учебный
план был составлен с учетом обучения по двум образовательным профилям:
гуманитарному и естественнонаучному.
И как
результат – с 47% до 83% выросло число выпускников, поступивших в вузы по
изучаемому в школе профилю.
Реализуя
Концепцию профильного обучения на старшей ступени профильного образования,
школа организовала предпрофильную подготовку выпускников девятого класса через
введение учебных занятий профориентационных курсов.
В результате школа стала реализовывать следующие
образовательные программы:
0 ступень (детский сад)
базовая образовательная программа дошкольного
обучения
1 ступень (1-4 классы)
базовая образовательная программа начального
обучения;
образовательная программа «Начальная школа ХХ1
века»;
обучение со 2 класса английскому и французскому
языку, информатике;
внедрение здоровьесберегающих технологий;
2 ступень (5-9 классы)
базовая образовательная программа основной школы;
компьютерная грамотность (5-9 классы);
МХК (9 класс);
предпрофильное обучение (9 класс);
введение в 5-9 классах 3- его урока физической
культуры.
3 ступень (10 -11 класс)
базовая образовательная программа на обучение по
программам естественнонаучного, гуманитарного профилей;
использование альтернативных программ и учебников;
введение элективных курсов.
Экспериментально – методическая деятельность была направлена на
разработку, адаптацию и внедрение педагогических средств, обеспечивающих в
школе профильное обучение, методик, программ, технологий, отдельных
педагогических приемов, нетрадиционных уроков и других научно методических
разработок.
Работа над
реализацией Целевой комплексной программы развития образовательного учреждения
«Внедрение результатов республиканского эксперимента по совершенствованию
содержания и структуры общего образования в практику работы школы» дала
возможность школе совершенствовать изучение двух иностранных языков, раннее
изучение информатики и ИКТ, работать по учебным системам развивающего обучения
Л.В.Занкова и «Начальная школа ХХ! Века» Н.В.Виноградовой, ввести изучение
курса обществознания с 6 класса, предпрофильную подготовку и профильное
обучение учащихся в старшей школе.
Были
разработаны и реализованы инновационные программы:
по физике-«Наблюдение,
эксперимент, моделирование», по биологии-«Генетика», по истории- «История
родного края», по русскому языку-«Проба пера», по литературе-«Народная
словесность»,
практикумы:
по химии-«Решение нестандартных задач», по информатике-«Технология создания
сайтов»; «Литературное краеведение», «Проектировочные формы работы на уроке
французского языка», «Организация научно-исследовательской деятельности на
уроке математики», «Исследователи природы родного края».
На базе
школы в 2006 - 2007 учебном году создана районная базовая экспериментальная
площадка по проблеме «Организация проектно-исследовательской деятельности
учащихся в базовом образовательном пространстве школы». Инновационная
деятельность обусловлена стремлением к достижению нового качества образования,
усиления роли образования в обществе.
В процессе реализации в проектно-исследовательской
деятельности учащиеся:
самостоятельно и охотно научились приобретать
недостающие знания из разных источников, пробовать себя в различных сферах на
основе самостоятельно выделенной цели разработки проекта;
научились пользоваться приобретенными знаниями для
решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и
условия её достижения);
приобрели коммуникативные умения, работая в
различных группах;
развили у себя исследовательские умения (умения
выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения);
развивали системное мышление, разрабатывали
программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными
возможностями.
В процессе
реализации проектно-исследовательской деятельности учителя научились:
разрабатывать образовательные программы;
разрабатывать программно-методическое и
дидактическое обеспечение образовательного процесса;
формировать образовательную,
информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность школьников;
проектировать самостоятельную работу учащихся с
учебной литературой, дополнительными источниками Интернета;
осуществлять диагностику готовности старших
школьников к дальнейшему обучению;
создавать условия для развития субъективной
активности школьной молодёжи в учебной и внеучебной деятельности и др.
Доказана
применимость исследовательского метода обучения на любом материале и в любом
школьном возрасте.
Проектная
деятельность завершается презентацией результатов работы в виде буклета,
брошюры, творческих письменных отчетов.
Активное
участие принимали школьники в проведении проектных недель, а завершились
экспериментальные годы большими научно-практическими конференциями учащихся и
учителей.
В 2009 году
пройдет совместная научно – практическая конференция учащихся и учителей нашей
школы и Тербунской средней школы.
Инновационные изменения новой целевой комплексной программы затронули главное
направление школьной жизни: содержание и структуру образовательного процесса.
Эти изменения направлены на повышение потенциала образовательного процесса для
формирования конкурентоспособной личности и обеспечение условий его эффективной
реализации.
За
последние годы вырос элемент авторства в образовательных программах и
педагогических технологиях большинства учителей школы.
Практически
все обучающиеся охвачены технологиями исследовательской и проектной
деятельности по русскому языку, литературе, математике, иностранному языку,
истории, обществознанию, географии, физике, химии, биологии, информатике,
предметам начальной школы.
Учителями
школы разработаны и апробированы спецкурсы по организации
поисково-исследовательской деятельности учащихся с повышенной мотивацией к
обучению.
Это:
на первой ступени образования:
«Поисково-исследовательская деятельность в начальной школе»;
в основной школе: «Поисково-исследовательская
деятельность по географии»; «Литературно-лингвистическое исследование текста»;
«Учимся дружить со школой»; «Умение работать с информацией»;
на старшей ступени обучения: «Параметр и поиск
решения уравнений неравенств и их систем»; «Литературно-лингвистическое
исследование по литературе»; «Физические исследования»; «Химия и мы»;
«Информационные технологии».
Используются возможности сети Интернет в обучении различным учебным
дисциплинам; произведён переход к электронной форме ведения школьной
документации; создано единое информационное пространство школы.
Всё это способствует:
повышению мотивации к обучению, развитию творческих, интеллектуальных
способностей учащихся, социализации обучающихся.
Таким
образом, наше образовательное учреждение еще больше приблизилось к образу школы
- бренда, конкурентоспособной школе, где прежде всего заботятся о физическом и
духовном здоровье учащихся; уважается личность ребенка; родителям нравится
новаторство, они способны сделать школе грамотный социальный заказ; обучение,
развитие и воспитание базируются на новом оборудовании (как
материально-техническом, так и теоретико-методическом); и учителю, и ученику
предоставлена возможность творчества. В школе складывается демократический
уклад жизни, основными принципами которого становятся инновации в обучении и
воспитании. |