Главная | Регистрация | Вход | RSS


Суббота, 27.04.2024, 17:01
Вы вошли как Гость 
Группа "Гости"
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Официальное [3]
История школы [0]
Персональные страницы [0]
Инновации [7]
Творчество [2]
Воспитание [2]
Образование [4]
Анкета
Наш опрос
Вы удовлетворены качеством и полнотой информации о деятельности ОО на официальном сайте
Всего ответов: 57
Социальные ролики
Мои статьи [3]
Официальное [3]
История школы [0]
Персональные страницы [0]
Инновации [7]
Творчество [2]
Воспитание [2]
Образование [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ЕГЭ

(Рособрнадзор): 

+7 (495) 104-68-38

 

Общая "Горячая линия" Рособрнадзора:

+7 (495) 984-89-19

 

Контактные телефоны Управления образования Липецкой области

понедельник-пятница 

с 08.30 до 16.30:

8(4742)34-75-09; 32-94-08; 

32-94-34. (ГИА-11)

8(4742) 32-94-66 (ГИА-9)


Горячая телефонная линия отдела образования
ГИА 2018
Противодействие коррупции
8(47474)2-13-48
Мой сайт Мой сайт Мой сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Каталог статей

Главная » Статьи » Образование

Исследовательская работа как источник вдохновения и творчества

Гулевская О. М., учитель русского языка и литературы.

   
Как привить ученику интерес к предмету, заставить заглянуть дальше школьного учебника, проникнуть в суть изучаемого явления? Одним из путей решения вопросов является научно- исследовательская деятельность, которой в последнее время стало уделяться значительное внимание. Исследовательский подход к изучению какого – либо процесса, явления в языке предполагает определённую структуру работы: постановку задачи, обоснование темы, литературный обзор, анализ экспериментального материала, выводы. Необходимо чётко сформулировать цель исследование и определить круг задач, которые показывают, что конкретно необходимо сделать для достижения цели. Но ещё до определения задач и цели первым условием является пробуждение интереса учащегося к теме. Это самое важное. И этот интерес, а может быть, я бы даже сказала потребность, должен пробудить учитель.
   Несколько лет занимаюсь краеведческой работой. Прошедший Год семьи послужил поводом для исследовательской работы над созданием родословной. Материал так увлёк одиннадцатиклассницу, что она буквально несколько недель сидела за семейным архивом, связывалась с ближними и дальними родственниками, перечитывала сохранившиеся письма, собирала пожелтевшие фотографии, листала нужную литературу. Вследствие проделанной работы появилась на свет «Моя родословная».
   В предисловии к работе ученица называет поставленные цели: «Самым главным упреком пришлому - перекати-поле - человеку было: «Да он без роду, без племени». Так и бабушка моя повторяет. Чтобы эти слова не прозвучали упреком и моим детям, мне хочется собрать по крупицам и сохранить то немногое, что осталось от моих предков: в фотографиях, наградах, устных рассказах. Хочется создать семейную летопись (может быть, это громко звучит), рассказ о нескольких человеческих судьбах. В истории любого рода семейного, на мой взгляд, отражается судьба России. Семья- это мост между прошлым и будущим, живое звено отечественной истории.
   Наше государство в 19 веке прошло множество испытаний: революции, мировые войны, индустриализацию, коллективизацию, приватизацию. Было много трагедий, жертв.
…И как теперь выясняется, все испытания, так или иначе, нашли свое отражение в жизни моих далеких предков.
   Но уже по тому, что удалось разыскать, записать, услышать, могу уверенно сказать,
перефразируя М.Ю. Лермонтова: «История рода семейного, хотя бы самого незнатного,
едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
   Сейчас у меня новый пятый класс, и они тоже с удовольствием занимаются работой по исследованию своих корней. Например, исследовательская работа Колпаковой Анастасии «Листая семейный альбом …» заняла первое место в районном конкурсе.
   Настя для себя делает такие выводы: «Я горжусь тем, что у моих родителей Колпакова Владимира Ивановича и Колпаковой Елены Николаевны такая большая семья, такой замечательный род. У нас в роду не было знаменитостей, у нас простая крестьянская семья, но я дорожу семейной дружбой, сплоченностью, взаимопониманием. Материал для моей работы - это бережно хранящиеся в памяти бабушки Вали воспоминания и фотографии, семейные реликвии. Именно бабушка помогала мне при написании данной работы, за что я ей очень благодарна.
   Мы с сестрой должны стать достойными продолжателями его славных традиций, одной из которых пусть станет эта попытка исследования родословной.
   Человек должен знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти.
   Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда идут их корни, кто их предки, какие это были люди.
   Родословная, по моему глубокому убеждению, нужна человеку!»
   Одной из задач в рамках современных технологий обучения является опора на межпредметные связи. Их использование позволяет формировать у школьников более полное и целостное представление о мире, о системе знаний, развивает эрудицию. Исследовательская работа по изучению различных пластов устаревшей лексики, на наш взгляд, позволит связать два предмета: историю и словесность. Необходимо заметить, что изучение значительного количества объединённых общей темой слов, вышедших к началу нашего века из употребления в связи с утратой называемых ими вещей и предметов, важно не только для понимания многих художественных текстов русской литературы, но и для сохранения исторической языковой памяти современного молодого человека.
   Так, например, в работе « Наименования транспортных средств в русской художественной литературе 19 века» учащаяся 10 класса ставила цели:
Выявить указанный пласт русской лексики.
Выяснить (по толковым словарям и этнографическим материалам) значения устаревших слов.
Найти наименования транспортных средств в произведениях художественной литературы и публицистики отмеченного исторического периода.
Объединить эти слова в тематические и лексико-семантические группы.
   Ценным в данной работе является проведённый опрос учащихся 8-11 классов своей школы, который подтвердил, что для большинства значение исконно русских слов: Телега, дрожки, розвальни, двуколка, ванька непонятно, а некоторые слова слышали впервые. Этот печальный факт и побудил ученицу заняться исследованием почти забытого пласта русской лексики.
   «Поставив перед собой цель, -пишет ученица, - я определила — как одну из первых — задачу выделения подгрупп лексики с более конкретным значением внутри этого крупного тематического объединения. Так, были выделены две тематические подгруппы:
— наименования зимних транспортных средств: бричка, дровни, каптаны, карета, кибитка, колымага, рыдваны, сани, тарантас.
— наименование летних транспортных средств: кабриолет, карета, колымага, коляска, ландо, повозка, пролётка, ландо, фаэтон, двуколка, тележка.
   Используя словари (в первую очередь Толковый словарь живого великорусского словаря В. И. Даля) и справочники, мне удалось узнать не только образно значения этих видов транспортных средств, но и очень интересные факты». Исследование обширного лексикологического материала позволило ученице сделать конкретные выводы.
   Во-первых, было выявлено, что все наименования транспортных средств представляют обширную тематическую группу, которая занимает важное место в общем словарном составе языка.
Во-вторых, многие из рассмотренных наименований, сейчас уже являющихся историзмами, в XIX веке были широко употребительными, нередко употреблялись в художественных и публицистических текстах как приметы народного быта.
В-третьих, среди этих слов есть как разного рода заимствования, так и собственно русские образования; названия широко употребительные и территориально ограниченные.
   Но все они, безусловно, раскрывают неведомые стороны материальной и духовной культуры нашего народа, пополняют багаж знаний по истории языка, позволяют, образно говоря, протянуть нить в прошлое, чтобы связать его с настоящим.
   «Я считаю, что сейчас, когда идет утрата многих духовных ценностей, когда молодежь подчас пренебрежительно относится к родному языку, а, следовательно, и к своей стране, очень важно напомнить всем о ценностях непреходящих, в числе которых на одном из первых мест должен быть наш язык», - этими словами заканчивает ученица своё исследование.
   На наш взгляд, это и есть главный вывод исследования, который впоследствии поможет ей продолжить работу в области лексикологии.
Категория: Образование | Добавил: Надя (01.11.2011)
Просмотров: 1298 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz