28
января 2014 года на базе школы в рамках работы региональной стажировочной
площадки «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации
ФГОС» состоялся районный семинар заместителей директоров ОУ Тербунского района
по теме «Современный урок в условиях введения ФГОС общего образования».
Участникам методического мероприятия была предложена программа, наполненная
научно-методическим материалом, различными формами практической деятельности.
Старт работе семинара дал открытый урок
биологии в 5 классе по теме «Грибы», проведённый учителем Болговой Н.В.В ходе
учебного занятия педагогом применены современные методы обучения: проблемно-поисковый(решение
проблемных задач), интерактивный (работа в группах с представлением результатов
совместного труда);наглядный (работа с рисунками, схемами); информационно-коммуникационный
(поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивный
(анализ, применение знаний, обобщение).На уроке активно использованы
современное оборудование - мультимедийный проектор, интерактивная доска,
компьютер, интерактивная система голосования, документ-камера. Урок
соответствовал требованиям ФГОС и включал такие этапы, как:самоопределение к
деятельности (организационный момент), актуализация знаний, постановка учебной
задачи, «открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения),
первичное закрепление, самостоятельная работа с проверкой по эталону, включение
нового знания в систему знаний и повторение, итог урока. Основная часть урока
включала самостоятельную работу детей по группам, каждая из которой выполняла
самостоятельное задание: 1) смоделировать грибную поляну и подготовить
сообщение о строении гриба, 2) подготовить презентацию о многообразии царства
грибов, используя различные источники информации, 3) с помощью
интернет-источников и энциклопедий создать буклет, посвящённый грибам нашей
местности. По итогам работы каждая группа представила результаты своего труда. В
конце среди учащихся была проведена рефлексия учебной деятельности: ученики
дали оценку своей работе и работе группы в целом.
Продолжил работу практикум «Технологическая
карта как основа проектирования урока в условиях реализации ФГОС общего
образования», проведённый заместителем директора по УВР Ольгой Николаевной
Гулевской. В ходе занятия педагоги рассмотрели этапы разработки технологической
карты как обобщенно-графического выражения сценария и основа проектирования современного урока,
познакомились с памяткой «Опорная таблица для конструирования и анализа
учебного занятия (урока)».
Учитель начальных классов Маслова О.В.
провела с педагогами района мастер-класс «Проблемно-диалогическая технология
как способ организации продуктивной учебной и внеучебной деятельности
обучающихся в условиях реализации ФГОС». Ольга Владимировна рассказала об
основных принципах организации образовательной деятельности в данной
технологии, разработанной к.п.н. Е.Л.Мельниковой (Москва), привела примеры использования
побуждающего и подводящего диалога как ключевых элементов проблемно-диалогического
урока, включила в практическую работу присутствующих коллег.
Практикум «Применение современного
интерактивного и электронного оборудования
в условиях обучения по ФГОС: технология работы с интерактивным и
мультимедийным оборудованием, цифровой лабораторией «Развивающая
образовательная среда AFS ™», проведённый учителем Болговой Н.В., познакомил
присутствующих с возможностями использования в учебном процессе интерактивной
доски и системы электронного голосования, электронных обучающих дисков,
документ-камеры. С участием самих заместителей директоров Надеждой Витальевной были
продемонстрированы практические возможности цифровой лаборатории «Развивающая
образовательная среда AFS ™»: педагоги апробировали на себе работу цифровых
датчиков, позволяющих измерить влажность воздуха, температуру, частоту
сердечных сокращений и др.
Завершилась работа семинара практикумом
«Педагогическое проектирование как способ повышения профессиональной компетентности
педагога в условиях введения ФГОС». Заместителем директора по УВР Ольгой
Николаевной Гулевской с участниками встречи была проведена деловая игра по
педагогическому проектированию на основе педагогических этюдов московского
педагога, учёного Сергея Плахотникова «Африканские хроники». В ходе игры
состоялась групповая работа: педагоги на основе небольших очерков, созданных
С.Плахотниковым во время работы в одной из африканских школ, определили педагогическую
проблему и разработали проект её решения.
В заключении работы проведена
рефлексия по технологии «Шесть шляп мышления». Каждый из участников рассказал,
какие мысли, чувства, эмоции, ожидания, опасения или страхи, а, может быть,
новые идеи вызывает у него и тема проведённого семинара в частности и введение
ФГОС в российских школах в целом. Н.В.Амещенковой, главным специалистом отдела образования администрации Тербунского района, была дана высокая оценка состоявшемуся мероприятию, высказана благодарность в адрес администрации и педагогов, подготовивших семинар.
|