![](http://terbuny2.ucoz.ru/Novosti/20-1.jpg) Одним из актуальных вопросов модернизации современного российского школьного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Стандарт вводится поэтапно: сначала начальная школа, затем - основная, и позже - средняя. И со следующего учебного года все 1 классы во всех школах России будут учиться уже по новым ФГОС начального общего образования. В этом же году в Липецкой области создано 25 региональных экспериментальных площадок, задача которых – отработать механизмы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, научно-методическое и информационное сопровождение введения федеральных стандартов. В числе таких школ - муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вторые Тербуны.
15 декабря 2010 года на базе школы состоялся районный семинар, посвящённый вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ОУ. Участниками семинара стали заместители директоров по учебно-воспитательной работе школ Тербунского района, администрация МОУ СОШ с.Вторые Тербуны и специалисты отдела образования и молодёжной политики администрации Тербунского района Н.В. Амещенкова и В.С. Моргачёва.
![](/Novosti/20-2.jpg) Программа семинара была достаточно насыщенной, включала выступления участников семинара по обозначенному вопросу, круглый стол с обменом опытом, мнениями, знакомство с нормативно-правовой, научно-методической базой, созданной в школе, посещение урока в 1 классе.
Именно с открытого урока первоклассников, подготовленного учителем Масловой Ольгой Владимировной, семинар начал свою работу. В 2010-2011 учебном году 1 класс в МОУ СОШ с.Вторые Тербуны учится уже по новым стандартам, которые коренным образом отличаются от предыдущих. ФГОС начального общего образования второго поколения является прежде всего совокупностью трёх систем требований: требований к структуре основной образовательной программы (ООП), к результатам освоения ООП, к условиям реализации ООП. В связи с этим в школе разработана основная образовательная программа начального общего образования, отвечающая современным положениям; классная комната 1 класса оборудована в соответствии с требованиями СанПина и ФГОС НОО: современная удобная школьная мебель, компьютер, проектор, интерактивная доска.
![](/Novosti/20-3.jpg) В основу обучения в соответствии с ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход, основным результатом должно стать развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Поэтому основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. Исходя из этого и вся система образования, и каждая конкретная школа, и каждый учитель должны ответить на три основных вопроса: чему учить? (определяет обновление содержания образования, отражается в основной образовательной программе школы), ради чего учить? (формулируются ценности образования) и как учить? (определяет обновление средств образования). Результатом же обучения должно стать не только и не столько приобретение обучающимися определённого багажа предметных знаний, но в первую очередь формирование универсальных учебных действий (УУД), другими словами формирование умения учиться (и не только в школе, но и по выходу из неё), способности к саморазвитию, активное присвоение нового социального опыта. Таким образом УУД, как принято их обозначать в соответствии с ФГОС второго поколения, это и межпредметные умения и навыки, имеющие практическую значимость для ученика, и такие действия, которые выходят за пределы конкретной предметной области (например, математики или русского языка) и способствуют всестороннему развитию ученика, помогаю найти выход в новой нестандартной для него ситуации, учиться самостоятельно, т.е. способствуют самообразованию на протяжении всей его жизни.
![](/Novosti/20-4.jpg) Формированию таких универсальных учебных действий и был посвящён открытый урок в 1 классе. Новым был уже и сам тип урока – проблемно-диалогический, и те приёмы и методы, которые использовала учитель начальных классов Маслова О.В., и формы и виды работы, выполняемые учениками на уроке, отличались от традиционных. Среди универсальных учебных действий выделяют 4 основных группы: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные. Перед учителем и учащимися стояла непростая задача – показать присутствующим, каким образом, на каких этапах урока происходит формирование и отработка указанных УУД. И хотя первоклассники нашей школы учатся по новым стандартам всего лишь три с небольшим месяца, они отлично справились с поставленной задачей. Учащиеся на уроке не только занимались математическим счётом, но и учились ставить перед собой учебную проблему, искать пути выхода из сложившихся трудностей, работать в парах, оценивать свои достижения и достижения одноклассника, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, находить закономерности, работать самостоятельно и т.д. Стоит добавить, что во время урока и учитель, и ученики активно использовали для решения поставленных учебных целей интерактивную доску, которая для наших первоклассников уже стала привычным средством на любом уроке.
![](/Novosti/20-5.jpg) Семинар продолжился обсуждением актуальных проблем введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. В компетенцию современной школы в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и ФГОС второго поколения входит разработка основной образовательной программы, отражающей содержание и организацию образовательного процесса на всех ступенях обучения и направленной на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В связи с этим директор школы А.И. Понарьин своё выступление посвятил вопросу обеспечения условий реализации основной образовательной программы в ОУ в рамках введения ФГОС. Александр Иванович рассказал о научно-методическом, материальном, кадровом ресурсах, нормативно-правовом, организационном и информационном сопровождении эксперимента по отработке механизмов введения ФГОС в начальной школе. При этом А.И.Понарьин подчеркнул, что начинать что-то новое, быть первыми всегда трудно, но огромным подспорьем в работе является опыт инновационной, экспериментальной деятельности, накопленный школой за предыдущие годы. Так, например, при организации учебного процесса в 1 классе по новым стандартам коллектив школы обратился к собственному опыту, полученному в результате участия в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2005гг.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе О.Н. Гулевская познакомила коллег с разработкой основной образовательной программы (ООП) начального общего образования школы с учётом требований ФГОС и специфики ОУ. Ольга Николаевна акцентировала внимание присутствующих на требованиях, предъявляемых к структуре и содержанию ООП, на обязательное наличие в программе таких частей, как пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Также познакомила с особенностями образовательной программы начального образования МОУ СОШ с.Вторые Тербуны.
Кроме того, Ольга Николаевна осветила и такой важный вопрос, как внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса как необходимое условие введения ФГОС нового поколения, указав при этом на то, что приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода, отметила преимущества указанных методов обучения в сравнении с традиционными.
Заместитель директора по воспитательной работе О.А. Аношенкова рассказала о разработке и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, а также об особенностях организации воспитательной деятельности. В соответствии со стандартом нового поколения в учебный план для каждого класса включены 10 часов внеурочной деятельности. Поэтому интересной и полезной для присутствующих стала информация о моделях, формах и методах организации внеурочной деятельности в 1 классе, выбранных направлениях работы (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, краеведческое, социально-проектное, общеинтеллектуальное), организованных внеурочных курсах («Гимнастика для ума», «Речь и культура общения», «Тропинки родного края», «Основы народной культуры», «Развивающие игры», социальный проект «Мир, в котором я живу» и др.), о содержании конкретных занятий. Администрация школы поделилась с коллегами и организацией режима дня для первоклассников, особенностями составления расписания занятий.
Реализации программы формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе начальной школы было посвящено выступление учителя начальных классов Масловой О.В. Ольга Владимировна рассказала об условиях построения развивающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, о формировании регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий как новом образовательном результате, который должна обеспечить современная школа. Маслова О.В. в своём выступлении подчеркнула и новую роль учителя, который должен стать главным помощником ученика, тьютором, способствующем не только обучению, но и развитию личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. Более подробно Ольга Владимировна остановилась на особенностях организации и проведения проблемно-диалогического урока, использовании на уроках в начальной школе технологии продуктивного чтения, методе проектов, привела примеры продуктивных заданий, способствующих формированию УУД.
Завершился семинар «круглым столом», на котором заместители директоров по УВР школ района совместно с представителями отдела образования обсудили другие важные вопросы, касающиеся введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы, изменений в образовательном процессе в связи с новыми требованиями, предъявляемыми стандартом современной школе. |